13 образовательных организаций Ульяновской области приступают к реализации проектов по созданию личностно-развивающей образовательной среды

Обучение 13 управленческих команд Ульяновской области по Программе Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала стартовало 20 января этого года. Напомним, Ульяновская область стала седьмой из 10 регионов, которые прошли конкурсный отбор летом 2019 года и присоединились к Программе. В онлайн-защите на платформе Zoom приняли участие представители управленческих команд из трех лицеев, в том числе одного сельского, одной гимназии, двух городских и трех поселковых школ, одной кадетской школы, двух детских садов и областного Дворца творчества детей и молодежи.

В экспертную комиссию вошли представители Института развития образования Ульяновской области, Благотворительного Фонда Сбербанка «Вклад в будущее», Лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ.

Перед началом презентаций проектов заместитель директора Института развития образования Ульяновской область Юлия Каширская отметила, что продолжение движения по Программе, несмотря на сложившиеся непростые для образования обстоятельства, не может не радовать. «Уверена и знаю, что многие поработали очень усердно. Желаю каждому успеха на защите! Не волнуйтесь. Пусть формат для нас не совсем привычный, но все же я думаю, вы все сможете достойно представить проекты», — заверила собравшихся Юлия Каширская.

Организаторы онлайн-защиты от региона также выразили уверенность на то, что эта дистанционная встреча будет продуктивной, как и все предыдущие встречи – с экспертами, с представителями региональных и федеральных обучающих и сопровождающих команд.

Эксперты отметили высокое качество всех представленных управленческих проектов, а отдельные находки команд по созданию личностно-развивающей образовательной среды приятно удивили. Так, например, многопрофильный лицей № 11 им. В.Г. Мендельсона сделал в своем проекте акцент на формировании разновозрастных обучающихся лицейских сообществ. Одним из продуктов создания новой среды с участием таких сообществ будет студия рекламы. Да, о школьных медиа мы уже слышали не раз, но целенаправленная работа с рекламой – это, пожалуй, впервые!

Центр развития ребенка – детский сад № 56 «Сказка» из Димитровграда также готов использовать медиатехнологии. Здесь решительно настроены на создание детских сообществ, которые с раннего возраста помогут воспитанникам развивать навыки коммуникации, поэтому голосование за лучший проект изменений в пространстве детского сада решили провести прямо на сайте образовательной организации.

Задачу объединить всех потенциально причастных к созданию личностно-развивающей образовательной среды поставили сразу две управленческие команды – Зеленорощинской средней школы и областного Дворца творчества детей и молодежи. Зеленорощинская школа не так давно стала образовательным комплексом, а, значит, перед образовательной организацией встает задача по грамотному объединению ранее автономных образовательных организаций, выстраиванию настоящей преемственности между уровнями образования. Во Дворце автономность преподавателей различных направлений и даже курсов – естественное состояние: вряд ли тот, кто ведет кружок по шахматам знает, что происходит, скажем, у мультипликаторов. Но, если есть задача по созданию личностно-развивающей образовательной среды, значит, в ее решении стоит участвовать каждому, чтобы получилось хорошо. Поэтому зеленорощинцы, например, делают ставку на Соглашение как продуманный инструмент договоренности всех со всеми.

Вероятно, тем, кто ищет лекарство от разрозненности и разобщенности будет полезен опыт и Многопрофильного лицея города Димитровграда, где решили идти от догматической к творческой личностно-развивающей образовательной среде посредством создания сообщества участников образовательной деятельности «ЭмоционариУМ», которое позволит проработать недостаточно развитые, по оценкам управленческой команды лицея, эмоциональность, социальную отзывчивость и мобильность. Кроме того, решено сделать центром финансовой поддержки проекта эндаумент. Таким образом лицей попытается вовлечь в свое развитие, в том числе материально, выпускников, которые состоялись в жизни. Безусловно, в этом весьма нередко есть заслуга школы.

Димитровградская школа № 19 имени Героя Советского Союза И.П. Мытарева тоже нашла свой вариант формирования и укрепления горизонтальных связей для создания качественного противовеса, но не противопоставления, вертикали принятия решений в образовательной организации. Назвали находку «Школьное гражданское сообщество», и готовы пригласить туда всех – от учителей и учеников до выпускников и родителей.

Средняя школа №1 р. п. Кузоватово также готова вовлекать в формирование личностно-развивающей образовательной среды своих выпускников, потому что это, по словам участников управленческой команды, те, у кого есть статус и достижения, а, значит, это те, на кого можно равняться и расти над собой, создавая новые смыслы.

В основном все участники Программы видят образ будущего своей образовательной организации как функционирующей в творческой среде. Где-то, по данным самообследований школ на основе аналитического инструментария профессора МГПУ Витольда Ясвина, она уже частично сформирована, и нужно лишь несколько штрихов, где-то еще нужно работать. Кстати, как вы думаете, можно ли создать творческую среду в школе с «военным уклоном»? Если вы ответили нет, значит, вы прочно застряли в плену стереотипов. Управленческая команда кадетской школы № 7 им. В.В. Кашкадамовой из Ульяновска уверена, что не только можно, но и нужно, потому что для будущих сотрудников служб МЧС, а в этой школе именно такая направленность, творчество и креативное мышление играют огромную роль – они помогают ориентироваться в чрезвычайных ситуациях и находить нестандартные решения, цена которым – спасенная жизнь.

В завершение член экспертной комиссии, руководитель Лаборатории развития личностного потенциала в образовании ИСП МГПУ Андрей Иоффе поблагодарил Ульяновскую область за качественно проведенную защиту проектов в лице ее сильных духом представителей образовательной сферы. «Я уверен, мы все – Лаборатория, Фонд, ИРО – очень рады, что в Ульяновске всё так успешно завершилось. Никто не выпал из процесса, хотя мы понимаем, как трудно сейчас принимать такие решения – организовывать большие дистанционные мероприятия. Но это показывает нашу жизнестойкость, мы убеждаемся в том, что сделали правильный выбор, а, значит, у нас будут достижения. Здесь мы четко идем по концепции! – подчеркнул Андрей Иоффе, напомнив коллегам о трех мастерских по развитию личностного потенциала профессора НИУ ВШЭ Дмитрия Леонтьева. – Все, кто сегодня выступал, доставили экспертам огромное интеллектуальное удовольствие! ….. Мы благодарим организаторов. Спасибо, региональной обучающей и сопровождающей команде! Это была большая организационная работа, которой стороннему глазу часто не видно».

А у управленческих команд образовательных организаций Ульяновской области – участниц Программы тоже есть внушительный горизонт работ на ближайшие три года – реализовывать представленные ими сегодня проекты.

До конца текущей недели защиты проектов пройдут еще в Нижнем Новгороде и Казани.

Добавить комментарий