Результаты общественного мнения по вопросам аттестации
В период с 20 августа по 10 октября 2015 года отделом аттестации ОГАУ УО «ЦСНК» было проведено изучение общественного мнения по вопросам аттестации педагогических работников. В обсуждении приняло участие 200 человек (100 – работники общеобразовательных организаций; 40 – учреждений профессионального образования; 30 – дошкольных образовательных организаций; 30 – учреждений дополнительного образования детей). Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
Имеется ли в Вашей организации методическая служба?
Кто помогал Вам при подготовке материалов к аттестации?
Посещали ли вы консультации и удовлетворены ли Вы их проведением?
В течение какого периода Вы готовились к аттестации?
Результаты обработки анкет показали, что:
1 в 70% организаций имеются методические службы, в 27% -отсутствуют;
2 77,7% педагогических работников помогали готовиться к аттестации заместители директоров, 6,6% — руководители РМО, 15,7% готовились самостоятельно;
3 30% аттестующихся посещали консультации (обработано 57 анкет), удовлетворенность консультациями составила 100%;
4 40% педагогических работников готовились к процедуре аттестации от 3 до 5 лет; 20% — от 1 года до 2 лет; 30 % — за 3 месяца до подачи заявления; 10% — после подачи заявления.
Отвечаем на вопросы по аттестации педагогических работников
1.Может ли педагогический работник в одном заявлении указать не одну должность, по которой он желает пройти аттестацию?
Порядок аттестации не ограничивает количество должностей, указанных в одном заявлении, по которым он желает пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории.
2. Может ли педагогический работник лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии?
В соответствии с п.35 Порядка аттестации педагогический работник имеет право присутствовать на заседании аттестационной комиссии. При этом уведомление аттестационной комиссии о своем присутствии не предусматривается.
3. Каким образом представляются результаты освоения обучающимися образовательных программ по п.3.1 методических рекомендаций по проведению аттестации?
В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогические работники представляют стабильные положительные результаты освоения образовательных программ (для первой квалификационной категории) и динамику положительных результатов (для высшей квалификационной категории) по итогам мониторингов, проводимых организацией, т.е понижение результатов за межаттестационный период является отрицательной характеристикой показателя. Результаты должны быть представлены по всем предметам и с указанием всех классов, в которых работает учитель по годам.
4. Каким образом можно представить результаты независимой оценки, если по предмету не предусмотрены ни ЕГЭ, ни ГИА?
Результатами независимой оценки (приложение 18) могут являться:
— результаты контрольных работ по линии управления образованием;
— результаты внешнего тестирования (АСТ, «Дикобраз» и т.п.);
— тестирование в присутствии независимых экспертов;
— результаты тестирования при прохождении аккредитации образовательной организацией;
— результаты тестирования в рамках прохождения процедур контроля качества образовательной организацией.
Мониторинг общественного мнения педагогов, руководителей учреждений дошкольного, общего, средне-профессионального и дополнительного образования проводился с 16 января, в мониторинге приняли участие более 600 человек.
В качестве проблемных вопросов предлагались следующие:
— недостатки в проведении процедуры аттестации отметили 73% опрошенных. В качестве основных недостатков участники анкетирования отмечали большие временные затраты на подготовку документов к аттестации, большорй объём собираемых документов, необходимость отрыва от учебного процесса для подачи документов. Отмечена необходимость корректировки форм аттестации.
— эффективность подачи документов в электронном виде положительно оценили 89%.
— в качестве целесообразных форм проведения аттестации отметили:
портфолио- 70%,
творческий отчет- 31%,
педагогический проект- 31%,
не получила выборы форма защиты опытно-экспериментальной работы.
— усиление роли образовательного учреждения в процедуре аттестации считают необходимым 73%
— роль общественных экспертов в процедуре аттестации. Мнения участников анкетирования разделились: 50% опрошенных считают работу общественных экспертов целесообразной и их деятельности менять нет необходимости, другие 50% считают, что общественные эксперты не нужны.
Таким образом, ответы свидетельствуют о том, что процедура аттестации должна совершенствоваться, при условии сохранения положительного опыта, имеющегося в регионе.
Изучение общественного мнения будет продолжено! Уважаемые коллеги, вместе с вами мы должны сделать аттестацию эффективным инструментом повышения качества образования в регионе.