ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе.
ICCS базируется на исследованиях IEA, которые проводились в 1971 году в 9 странах (CIVICED) и в 1999 году в 28 странах (CIVED).
Исследование ICCS проводилось в 2009 году, в нем приняли участие 38 стран. Следующий цикл ICCS будет проводиться в 2016 году.
Исследование направлено на изучение шести основных вопросов:
- Различия в уровне граждановедческих знаний;
- Изменения в содержании знаний учащихся с 1999 года;
- Интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни;
- Восприятие угроз для гражданского общества;
- Особенности системы образования школ и классов, связанные с гражданским образованием;
- Аспекты характеристик учащихся и их взаимосвязь с результатами гражданского образования.
Структура заданий включает в себя 4 содержательные области:
- гражданское общество и системы;
- гражданские принципы;
- гражданское участие;
- гражданственность и гражданская идентичность.