PIRLS — международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study). Данное мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования.

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение с целью освоения и использования информации.

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Исследование проводится один раз в 5 лет и к настоящему моменту проведены три цикла: в 2001 (35 стран), 2006 (40 стран) и 2011 (49 стран) годах.

Оценка результатов

Для качественной и количественной оценки выполненных работ в PIRLS используется следующая система:

  • задания с выбором ответа оцениваются 1 баллом;
  • задания на установление последовательности событий оцениваются 1 баллом;
  • задания со свободно конструируемым ответом оцениваются от 1 до 3 баллов в зависимости от сложности задания.

Для окончательной обработки результатов использовалась современная теория тестирования.